?

Log in

No account? Create an account

|

Род Кара-Табын идёт от Майкы-бия. Во времена Чингисхана Майкы-бий, живя в местности Миадяк в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс; он Чингисхану возил подарки; став его спутником, ездил вместе с Чингисханом на одной повозке; дали ему имя Уйшин Майкы-бий. Сын Майкы-бия – Илек-бий, его сын Алчэ-бий, его сын Булгаир-бий, его сын Кара-Табын-бий. Ему дали имя Кара Газиз. Кара-Табын-бий бросил старые земли и переселился в долину реки Чулман. Его сын Чулман-бий родился, когда [Кара-Табын-бий] переселился сюда.

Сын Чулмана Кулман, сын Кулмана – Дурмэн, сын Дурмэна – Бибэн, сын Бибэна – Худайгул, его сын Худояр, его сын Давлетъяр, его сын Давлетбай, его сын Исэн-хан. Исэн-хан подчинился Чуртмак-хану, который был из казанских ханов. Его [Чуртмака-хана] владением была деревня Джирем. Сейчас оно известно как село Чукур. Около Чукур находится всем известная местность «озеро Сырган»,где Исен-хан с Чуртмак-ханом состязались в стрельбе из лука по цели. В цель попала стрела Исэн-хана. Честь Чуртмак-хана была задета и между ними произошла ссора. Чуртмак хан сказал: «приведу на тебя войско». Исэн-хан и его люди испугались; пока он [Чуртмак-хан] не привёл войска, убьем его самого – решили они и тогда же Чуртмак-хана убили. Позднее Исэн-хан, опасаясь мести Казанцев, подчинился Русскому государству, став подвластным [России]. А то место, которое сегодня известно как «озеро Сырган», называют «Земля, куда упала стрела Исэн-хана».

Сын Исэн-хана – Бырак, сын Бырака – Киик, сын Кика – Шариф, сын Шарифа – Габдулла, сын Габдуллы – Салих,сын Салиха – Гали. Гали есть сам Киков.

Предания башкир племени Ирэкте

Наш предок Исэн-баба был охотником на р. Ик. Он часто ходил с сыновьями охотиться на Танып, так как там охота была богатой. Однажды в лесу Исэн-баба встретил аксакала племени таз – Таз-баба и подружился с ним. Таз-баба пригласил Исэн-баба навсегда поселиться на Таныпе и вместе с ним охотиться, ловить рыбу. Исэн-баба так и сделал, а его сыновья жени­лись на дочерях Таз-баба. Таз-баба из бескрайних земель своих, по­крытых густым лесом, обильных животными и дичью, отдал ирэктинцам в приданное большую вотчину.

Исэн-баба ходил в Москву к великому Белому бию, отвез ему подарки — кадушку меда и лыжи, обитые бобровым мехом, и по­лучил грамоту на земли.

 Историческая справка:

Башкиры племени Ирэкте являются, как сказано выше, по­томками восточных (кара-табынских) и западных табынцев, пере­селившихся в XV—начале XVI в. на границы Казанского ханства, где они поступили на службу к хану. Это подтверждается ирэктинскими шежере. Родоначальниками ирэктинцев считаются Майкы-бий и его потомок Кара-табын-бий. При сыне Кара-табын-бия Чулман-бие предки ирэктинских башкир переселились с долины р. Миасс на берега Камы (Чулман) и Ика. Как генеалогиями (в расчете на число поколений), так и преданиями без существенных расхождений устанавливается дата переселения: конец XV—начало XVI в. В ирэктинскйх шежере имеются сюжеты, раскрывающие некоторые интересные страницы их собственной этнической истории.

Одним из предков ирэктин­цев был Ахмат-Шайех-бий (или Шайех-Ахмат-бий), который являлся вождем рода в период его расселения на Ике. В шежере имеется любопытная запись: «Ахмат-Шайех-бий имел другое имя — Ирэкте».

Каким образом этноним Табын (или Кара-табын) после переселения на запад, к границам Казанского ханства, мог замениться другим — Ирэкте? Это было связано со службой баш­кир казанскому хану. В недавно найденном ярлыке казанского хана термин ирэк употребляется в значении «крепость», «укреп­ленное  место»,   «кремль».

Следовательно, ирэкте (ирэкте, ирэктелэр) озна­чало «несущие службу в крепости» или «обязанные оборонять крепость (кремль)». Подтверждается такое заключение старинной копией с грамоты 1523 г., которая была выдана казанским ханом Сахиб-Гиреем Шейх-Ахмеду-тархану, его семи товарищам и «близким огланам». Шейх-Ахмед, его товарищи и родичи наделя­лись казанским ханом землей и «тарханским званием». Очевидно, Шайех-Ахмат-бий (или Ахмат-Шайех-бий) из ирэктинской генеалогии и Шайех-Ахмед-тархан из хан­ской грамоты — одно и то же лицо. Казанский хан жаловал тар­ханные права и привилегии тем башкирским биям, которые вместе с «огланами» и «товарищами» шли к нему на службу.

Отношения Казанского ханства и башкир не исчерпывались, таким образом, формулой «господства» и «подчинения», как это рисуется в не-, которых исторических сочинениях. Это была сложная феодальная система вассальной зависимости с предоставлением земельных вотчин, тарханных привилегий, но с одновременной обязанностью вассала нести военную службу. На такой службе у сюзерена — казанского хана и находились кара-табынец Шейех-Ахмат-бий (тархан), его «товарищи» и «огланы», которые в соответствии с новым положением получили новое «родовое» название Ирэкте. С падением Казани и присоединением Башкирии к Русскому государству ирэктинцы, которые были чужаками в икской долинег к тому же очень обжитой и плотно населенной, ищут новые земли и большей частью уходят «за Белую», на лесное правобережье Быстрого Таныпа. Переселение произошло в конце XVI в.

На Таныпе ирэктинские башкиры, боевые тра­диции которых были еще свежи, сильно потеснили племя Таз, заняв в основном его территорию. Позднее ирэктинцы «идеологи­чески обосновали» захват земель сказаниями с обычным в таких случаях сюжетом о женитьбе ирэктинских батыров на дочерях Таз-баба, за которыми в приданое они получили обширные земли. В XVI или XVII в. ирэктинцы закрепили занятые на севере земли получением жалованных царских грамот.

Из сведений, приведен­ных в преданиях, документально подтверждаются переселение ирэктин­цев с Ика на Танып (еще в начале XVIII в. таныпские ирэктинцы имели «общие вотчины» с соплеменниками на Ике и даже участвовали с ними в оформлении «припускных» договоров; и реальность личности Исэн-баба. Во всех ирэктинских шежере и генеа­логиях Исэн-баба представлен потомком легендарного Кара-табын-бия, жившим во второй половине XVI в. Могила Исэн-баба находится в окрестностях д. Ст. Чукурово Татышлинского р-на и еще во время проведения наших полевых работ содержалась в порядке и была объек­том паломничества ирэктинских стариков

Источники: Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С.165. Шежере найдено в начале 20 века в бывшем Белебеевском кантоне у жителя деревни Чукур - Гали Кикова.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С.321.

Latest Month

Ноябрь 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow